В «экологически чистом» районе Подмосковья сельхозземли переводят в промышленные — и роют песчаные карьеры.
Жители деревни Апальщино Рузского района Московской обрасти уже несколько месяцев буквально борются за жизнь. За заборами их домов на землях сельскохозяйственного назначения идет разработка песчаного карьера.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050311:213 из состава земель сельскохозяйственного назначения и с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», по данным ЕГРН, является ООО «Вега Сервис» (ИНН 5075027866), основная деятельность которого — разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Но судя по тому, что творится в Апальщине, им гораздо больше по душе песок, щебень и вот это вот все.
Как утверждают жители, не имея каких-либо разрешительных документов на недропользование, на участке проводят разведку и добычу песка с гравием, вследствие чего использовать его для сельхозработ в будущем уже не представляется возможным.
— Один карьер неподалеку от нас уже вырыли, сейчас ведут разработку второго, уже буквально в сотне метров от деревни (поразительно, но существующий СанПиН считает такое расстояние вполне допустимым. — авт.), — рассказывает жительница Апальщина Ксения Ловцова. — Активно готовят участок. Нам говорят: мы только приводим его в соответсвие с его сельскохозяйственным назначением. На деле — вырубают реликтовый лес с вековыми соснами. Почему он не попал в ведение Лесхоза, а был отдан под сельское хозяйство — тоже большой вопрос.
При этом в окрестностях деревни нет никакого недостатка в песчаных карьерах: в радиусе не более 8 км находятся несколько уже действующих — Багаевский, разработки вплотную к деревне Неверово, рядом с поселением Орешки, Ануфриево, Барынино, напротив деревни Кривошеино и так далее. Жители деревни боятся оказаться на дне этих «раскопок», которые сказываются и на экологической обстановке: меняется состав почвы, уходят грунтовые воды, из-за чего пересыхают колодцы — единственный источник водоснабжения в местных населенных пунктах. Люди всерьез опасаются и за реликтовое заповедное озеро Глубокое, на берегу которого находится биологическая станция, основанная Московским обществом испытателей природы в 1891 году.
Кроме того, старожилы Апальщина рассказывают, что карьерные разработки ведутся буквально на костях: в годы войны здесь велись страшные кровопролитные бои, погибших было множество. В те годы одна из местных жительниц, бригадир Анна Орлова, собрала около полутора тысяч жетонов погибших солдат. Хоронили их здесь же, в полях, в лесу.
Так выглядит карьер в Апальщино // Фото: YouTube
— Рузский район известен как самый экологически чистый, поэтому здесь много предприятий по производству сельхозпродукции — молока и тому подобного, — продолжает Ксения. — Но, получается, что это все уже неправда: на самом деле здесь, помимо карьеров, дикое количество свалок, вонь, а еще есть планы по строительтсву мусоросжигательного завода. Пыль от карьеров и выбросы с МСЗ чрезвычайно опасны, они способствуют возникновению различных заболеваний, в том числе и онкологических. Это я заявляю как специалист (наша собеседница руководит проектом в сфере онкологии. — Ред.).
В июле жители Апальщина написали коллективное обращение, в котором потребовали прекратить незаконную, по их мнению, вырубку лесов и остановить разработку карьера под их окнами, попросили также присоединить уничтожаемый лес к Лесфонду. Направили его по множеству адресов — от Путина с Медведевым и губернатора Воробьева до прокурора Московской области Алексея Захарова. Большинство ведомств обращение проигнорировали, из нескольких пришли традиционные отписки, в которых в лучшем случае говорилось, что у собственников данного участка имеются все необходимые разрешительные документы. Некоторые чиновники вообще «не выявили признаков» вырубки деревьев и разработки карьера. Даже из патриотичного РВИО, куда люди обращались по поводу воинских захоронений, пришла отписка. Проводили митинг в Рузе, на который собрались жители всех окрестных деревень — власти никак не отреагировали.
— Мы получили отписки от всех инстанций, — подводит итоги Ксения Ловцова. — От кого-то вообще ничего не получили. Решение о разработке [карьера] принято...
Несколько дней назад апальщинцы вновь обратились с письмом к президенту РФ с требованием прекратить беззаконие местных властей и заинтересованных юрлиц и принять соответствующие меры.
В местной территориальном управлении — администрации Колюбакина, где мы попросили прокомментировать происходящее, нас отправили в администрацию Рузского городского округа, сославшись на отсутствие необходимых полномочий. Там откликнулись. Как сообщил зам. руководителя администрации Лев Урман, близ деревни Апальщино, в 0,5 км к северо-северо-западу, действительно ведется разработка месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень), но там все законно: лицензию на добычу выдало Министерство экологии и природопользования Московской области 05.02.2016, срок окончания ее действаия — 22.12.2020. Также чиновник подтвердил факт незаконной вырубки леса на упомянутом в начале материала участке с кадастровым номером 50:19:0050311:213. «Разрешения на рубку не выдавалось, — сообщил г-н Урман. — За нарушение предусмотрена административная ответственность». По словам чиновника, информация об этом направлена в Госадмтехнадзор Московской области, дабы виновные к этой ответственности были привлечены. Г-н Урман отмечает, что на данном участке никаких карьерных разработок не ведедтся в виду отсутствия разрешительных документов.
По словам апальщинцев, ответ чиновника — копия ответа на их аналогичный запрос, отправленный в администрацию ранее. Жители также сообщили, что по недавно принятым новым ПЗЗ (правила застройки и землепользования) назначение спорного участка переведено из сельскохозяйственного в промышленное.