Как-то скульптор Пензев, известный брянцам как автор бюста Алексея Толстого в городском парке, сказал Александру Ромашевскому: «Александр, тебе для лучшего творческого развития не хватает конкурента».
– Герман Парфёнович, мне конкурент не нужен, я соревнуюсь только с Микеланджело, – ответил Ромашевский.
Он сделал уже столько, его творения так врезаются в память, так вдохновляют, что имеет право отвечать и с некоторым вызовом.
Микеланджело, между прочим, прожил почти 89 лет, а это две жизни среднестатистического человека эпохи Возрождения. За это время сменилось тринадцать Римских Пап. Для девяти из них он выполнял заказы.
Исторический клуб - давнее увлечение Ромашевского
Одна из заметных работ Ромашевского, выполненных им за последние месяцы, – скульптура Мишки Карася, героя фильма «Ликвидация». Тоже заказ власти.
– Талант Микеланджело не проявился бы во всей мощи, если у него не было таких заказчиков, – уверен известный в России скульптор Александр Ромашевский. – Вот в поисках такого заказчика для реализации своего творческого потенциала мне и приходится продвигаться в разных направлениях.
– А кто предложил сделать Мишку Карася – героя известного киносериала «Ликвидация»?
– Глава Рузы Юрий Викторович Занегин. Он творческий человек, полный интересных идей, понимающий толк в искусстве. Кстати, это уже третья моя работа за пределами Брянской области. Первым был бюст генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Тучкова, героя войны 1812 года, установленный в Тучкове Московской области. Вторым – рельеф «Парад Победы» для академии РВСН им. Петра Великого в Балашихе.
– Мишка Карась в фильме на вопрос следователя, откуда он, говорит: «С Рузы». Вам удалось передать даже эти слова в скульптуре.
– Эти слова и стали главной причиной, почему именно этот герой должен был украсить новую пешеходную аллею - будущий Рузский Арбат. Эскиз памятника – это подарок мне самому на 55-летие. Именно в день рождения и пришла эта идея с балюстрадой. Эскиз с ходу был одобрен заказчиком. При создании памятника основной вопрос был в определении размера фигуры ребёнка, поскольку реальный рост в этом случае неуместен. Первоначально фигура была больше существующей, но после некоторого раздумья была уменьшена. Тем не менее, если бы этот скульптурный ребенок встал, то его рост был бы метр семьдесят.
– Как удалось достичь портретного сходства?
– Для сходства с актёром Николаем Спиридоновым, сыгравшим роль Мишки Карася, мне пришлось проштудировать в интернете десятки его фотографий. Довольно точно скопировать костюм киногероя с часами на руке от маршала Жукова сложностей не было. Но вот поза у сидящего пацана довольно сложная: где и какие складки одежды при этом получаются, как их лучше вылепить – пришлось сделать множество фотографий соседских мальчишек, сидящих в таком же положении на импровизированной балюстраде из деревянных козел. Кстати, фигура Мишки получила очень высокую оценку у профессиональных скульпторов, бывших свидетелями её создания. Для придания скульптурной композиции вида эпохи сороковых, пятидесятых годов основание под часами я сделал с характерный сталинским декором. А за образец взял наши брянские фонари того времени, что стоят перед главпочтамтом.
– Что было труднее всего?
– Основной сложностью при создании памятника был поиск фирмы для изготовления действующих часов нужного размера и дизайна. Вообще, работалось легко, интересно, с удовольствием. Время для спокойной работы было достаточно, что бывает крайне редко.
– Памятник Мишке Карасю – памятник киногерою. А их сделано уже немало. Чем он, на ваш взгляд, отличается от остальных?
– Думаю, только здесь получилось, используя пластический прием с балюстрадой, довести памятник киногерою до монументального уровня. При этом удалось сохранить момент присутствия образа среди нас. Мишка как бы в любой момент может слезть с балюстрады и отправиться гулять по своему городу.
На открытие памятника был приглашен Николай Спиридонов, который остался доволен скульптурной композицией в целом и своим портретным сходством.
Мог ли такой памятник появиться в Брянске? Какие новые памятники нужно поставить в очень бедном своей архитектурой и скульптурами городе? Александр Ромашевский говорит, что у него есть своё видение монументального развития Брянска. Об этом расскажет в следующий раз.
Фото: Александр Ромашевский и «Брянские новости»