Пираты Карибского моря на не более странных берегах, чем обычно
Испанский (Арместо) и английский (Гриффитс) короли одновременно, хоть и с разными целями, начинают поиски Фонтана вечной молодости. Первый посылает к цели крайне эффективную, а потому малоинтересную авторам армаду, а второй — корабль под руководством капитана Барбоссы (Раш), который со времени окончания третьего фильма потерял ногу, но приобрел необыкновенную непосредственность поведения. Капитан Джек Воробей (Депп), обладатель важнейших сведений о фонтане, в это же время узнает, что кто-то набирает пиратскую команду от его имени. Решив выяснить, в чем дело, он встречается с соблазненной и покинутой им когда-то испанской монашкой-расстригой Анжеликой (Крус) и попадает в плен к авторитетному капитану Черная Борода (МакШейн), которому тоже очень нужна вечная молодость.
Подобравшись к десятичасовому рубежу общего хронометража, эпопея про пиратов Карибского моря больше не желает быть экранизацией игрушечной железной дороги в Диснейленде — и в связи с этим поглотила в своих глубинах авантюрный роман Тима Пауэрса «На странных волнах», хотя от него там, судя по всему, мало что осталось. Избавившись в конце третьей серии от надоевшей своей вечной прерванностью романтической линии Киры Найтли и Орландо Блума, создатели франшизы вроде как предоставили авансцену Джонни Деппу, освобожденному от явно тесного для него статуса магического помощника, — но не тут-то было. У него из-за спины, ковыляя, выдвинулся Джеффри Раш, в прошлых выпусках скорее отвечавший за хоть какое-то напоминание о том, какими бывают нормальные кинопираты. Вместе с ногой он явно потерял остатки совести — и теперь, даже просто задумчиво поводя носом, вчистую убирает в смысле смехотворности, как обычно, вертлявого Деппа.
За все остальные существенные перемены несет ответственность новый режиссер «Пиратов» Роб Маршалл («Чикаго», «Девять»), который сменил у штурвала героически выдержавшего три фильма первопроходца Гора Вербински. Под новым руководством «Пираты» не потеряли своих потребительских качеств, от бредовости до зрелищности, и наверняка в четвертый раз соберут свои миллионы. Тем не менее безумие Вербински, который, судя по всему, добивался традиционного для серии сценарного бардака ненароком, уже на монтажном столе, Маршалл явно превратил в метод: он целенаправленно и с изрядным остроумием снимает фильм про упертых героев с очень короткой памятью, высокой внушаемостью и полным отсутствием способности к обучению. Снобы от высокого искусства скажут, что это — обвинительный приговор новой серии, но лично мне так не кажется: если уж все равно приходится очередные два часа мотаться в вагонетке диснеевского аттракциона, я предпочитаю делать это в ситуации, когда рубильник находится в относительно вменяемых руках.
Петр Фаворов http://www.afisha.ru/movie/201409/review/375692/