Станислав Лисник, координатор проекта «Форпост», рассказал о том, зачем реконструктору агротехника и сопромат, как «Стрелы Робин Гуда» приводят к увлечению историей Высокого Средневековья и откуда на самом деле взялась красная морковь.
Путеводитель по жизни XVII века, старинная технология изготовления глазурованной посуды, интерактивные занятия, воссоздающие сцены из средневековой жизни, реконструкция муромской усадьбы и европейского поселения — самые разные проекты представили реконструкторы на конкурсе «Времена и эпохи. Собрание», который прошел на одноименном фестивале в июне.
Одним из победителей конкурса стал проект парка живой истории «Форпост». Его авторами стали участники столичной ассоциации реконструкторов «Гарнизон». В деревне Сумароково (Рузский район Московской области) волонтеры воссоздают по старинным источникам и описаниям небольшое поселение, характерное для севера Германии, Франции и юго-востока Англии. В нем уже построена деревянная башня со рвом, в планах — ферма, конюшни, мастерские, таверна, кирха. О том, каким будет парк, mos.ru рассказал координатор проекта «Форпост» Станислав Лисник.
Станислав Лисник, координатор проекта «Форпост»
— Почему вы решили строить парк живой истории?
— Длительное время я занимаюсь исторической конструкцией в России — уже более 17 лет. За это время я посетил много как отечественных мероприятий, связанных с исторической реконструкцией, так и зарубежных. В частности, меня и моих коллег, которые вместе со мной строят парк, вдохновил французский проект строительства настоящего средневекового замка «Геделон», а также датский парк живой истории «Нюкёбинг». Вдохновившись этими работами, мы решили пойти несколько дальше, чем просто делать костюмы и латы, в которых мы воюем.
— Каким будет это поселение?
— Это будет не какое-то конкретное поселение. Поскольку мы хотели уместить в рамках одной площадки максимально интересные объекты, то решили сделать парк, включающий постройки из общего археологически-архитектурного ареала Северного моря, поскольку он является наиболее типичным для Западной Европы. В России уже есть аналогичные проекты, посвященные Древней Руси, под Тулой планируется заповедник более позднего периода Средневековья. А вот по Западной Европе у нас абсолютно полный пробел. А поскольку есть некоторое количество энтузиастов, увлеченных данной тематикой, мы решили заполнить эту нишу.
— Все ваши постройки будут деревянными. Почему?
— Все зависит от того, что находится вокруг нас. К тому же у нас земля сельхозназначения. Мы не можем строить какие-либо капитальные строения, поэтому все наши объекты деревянные и стоят не на капитальном фундаменте.
— Какие постройки будут в парке?
— Это будут мастерские, поскольку у нас на территории участка найдено большое количество глины. Мы пригласили специалиста-гончара и выяснили, что наша глина прекрасно подходит для изготовления керамических изделий, а также кирпича, керамической плитки, черепицы.
В парке уже стоит девятиметровая деревянная башня, окруженная частоколом и рвом
— Кроме мастерских, что еще в планах?
— Мы планируем построить объект, с которым вышли на конкурс, — это настоящая таверна XIII века. Когда мы спрашивали у наших подписчиков в группе «В контакте», волонтеров и всех людей, кто был заинтересован в строительстве парка, что нам стоило бы строить в первую очередь, все единогласно выбрали таверну.
В этом году мы еще отрабатываем технологию. На прошлой неделе поставили два каркаса — абсолютно без гвоздя, используя лишь те узлы и элементы крепежа, которые планируем использовать в строительстве таверны. То есть прежде чем приступить к большому, мы полностью отработаем технологию на малых объектах. Это не макеты, а полноценные дома, просто они размером не 15 на шесть метров, как таверна, а шесть на четыре.
Построим и кирху с маленьким аптекарским огородом. Служб в ней не будет. Архитектурно она относится к периоду до Великого раскола, то есть до разделения церкви на православную и католическую. Поскольку у нас нет таких специалистов, мы даже не знаем, какими в то время были службы.
В парке уже стоит девятиметровая деревянная башня, окруженная частоколом и рвом. Это первое, что мы построили — просто чтобы было красиво. Учитывая последние дожди, ров теперь с водой.
— А что вам дала победа в конкурсе «Времена и эпохи. Собрание»?
— Мы участвовали в нем впервые, и для нас это было хорошим шансом. Таверну без этого конкурса нам бы пришлось строить еще на год дольше. Чем быстрее мы построим, тем быстрее сможем полностью запустить этот проект и заниматься какими-то еще интересными вещами на этой площадке.
— По каким технологиям строятся здания?
— Сами дома строятся на каркасе, стены у нас заполняются по технологии wattle and daub — это деревянная арматура, замазанная смесью глины, соломы и навоза.
Все элементы собираются без единого гвоздя
— Приходится ли отходить от этих технологий и насколько?
— Современные инструменты, конечно, гораздо удобнее и экономят нам массу времени. Есть отдельные объекты, которые мы планируем строить исключительно реконструированными старинными инструментами, но пока мы все-таки многое еще учимся делать и делаем это с использованием современных инструментов. Но распорки, балки, мауэрлаты (элементы кровельной системы, которые служат основой для крепления стропил. — Прим. mos.ru), несущие стены и каркас — они все собираются исключительно на пазах, шипах, без единого гвоздя.
— Насколько сложно и долго строить по старинным технологиям?
— У нас есть несколько профессионалов, которые занимаются строительством, профессиональных плотников. Они дают нам консультации, учат, поэтому дело идет намного быстрее под их чутким руководством.
На начальном этапе было мало волонтеров, сейчас их больше. Основные участники проекта — 10 человек. И есть еще некоторое количество людей, которые нам помогают во всех наших делах. Работы в основном идут по выходным.
— Какие специальные знания, кроме исторических, нужны при строительстве такого парка?
— Очень много чего действительно приходится знать, многому приходится учиться. Без сопромата у нас не обходится ничего при строительстве. Все из нас, помимо того, что занимаются исторической реконструкцией костюмов, доспехов и быта, теперь знают многие правила средневековой агротехники, средневековой ботаники, средневекового строительства. А уж то, что приходится работать с иностранными источниками, заставляет нас еще и подучивать языки: английский, французский, немецкий.
Мы хотим культивировать такие редкие сорта, как фиолетовая морковь
— Для чего вам знания средневековой агротехники?
— Поскольку земля сельхозназначения, мы большое внимание уделяем сельхозмероприятиям. На данном этапе мы заготавливаем сено, которое поставляем в одну конюшню.
Кроме этого, на территории каждого участка, будь то мастерская или та же маленькая кирха, расположится небольшой придомовый садик, где будут выращиваться растения, которые относятся к классическим посадкам того периода. Например, мы хотим культивировать такие редкие сорта, как фиолетовая морковь. Вообще изначально она была фиолетовой, и только голландцы вывели классический сорт красной моркови, которую мы знаем сейчас.
Садовые бобы, незаслуженно забытые, сейчас в России используются как комбикорм и выращиваются в ограниченных количествах. А ведь раньше бобы были основным продуктом. Еще спельта (полба) — это такой вид пшеницы, прекраснейшая вещь, очень вкусная. Мы в этом году высадили полбу на нескольких сотках для фестиваля «День жатвы», который будет проходить в августе. Будем косить, жать, молоть, делать из нее муку и печь лепешки.
Наша площадка становится домом для людей, которые хотят заниматься экспериментами
— Какие мероприятия будут проходить в парке?
— У нас уже проводятся фестивали. В этом году прошли уже мероприятия по XI и XV векам. Будет по XIII веку одно мероприятие. Это могут быть и камерные мероприятия на 15 человек, и небольшие фестивали на 60–65 человек. Они для людей, увлеченных конкретным периодом истории, определенной эпохой. Например, «День жатвы» — это маленькое, домашнее мероприятие, где собираются ребята, которые занимаются XIII веком. Грубо говоря, это праздник, который есть практически во всех культурах. Его суть всегда одна и та же: крестьяне выходят собирать урожай, а потом благодарят природу за то, что он был хорошим, пекут хлеб.
Наша площадка потихоньку становится домом для людей, которые не просто приезжают на фестиваль, а хотят экспериментировать. Ребята, которые занимаются XV веком, некоторое время назад у нас пекли в средневековой печи.
На фестивалях проходят мастер-классы, турниры, пиры. Очень много в последнее время уделяется именно культурной части. Например, есть прекраснейшие театральные постановки, например «Декамерона» Боккаччо. Очень много всего интересного. Разумеется, на фестивале XV века мы показывали технологии, по которым строим: это и плетение плетней, и замазывание стен, и изготовление деревянного гонта (он же шиндель, он же дранка, только более толстая) — это такое деревянное покрытие на крышах.
— Когда вы планируете закончить строительство парка?
— Парк открыт, просто сейчас нельзя жить в домах, потому что они еще строятся: некоторые подводятся под крышу, у некоторых пока еще нет стен, стоят каркасы. Но сейчас там можно уже находиться, и ребята делают фестивали.
Когда будут поставлены коробки, можно будет располагаться в этих домах и проводить более осмысленные домашние эксперименты. Сейчас очень многих интересует, как топить такие дома, как они себя поведут в летний и зимний период, при осадках. А еще — как спали, как ели, как жили, какая была система водостока. В общем, очень много вопросов, на которые нужно ответить, и это вопросы, связанные именно с экспериментальной археологией.
Конечно, не хочется заниматься долгостроем. Я думаю, это займет от трех до пяти лет, но все зависит от количества волонтеров, потому что к нам постоянно приходят новые люди, помогают нам чем-то. Тут нужно сохранять некий баланс между количеством рук и финансовыми возможностями.
— Может ли сейчас любой желающий приехать в парк и посмотреть, что в нем есть?
— Может, если запишется в нашу дружную волонтерскую бригаду и поможет со строительством. Широкой публике мы пока не будем показывать парк, по крайней мере до открытия первой очереди объектов — мастерских. Сейчас мы бы не хотели презентовать некий полуфабрикат.
— Как Вы сами пришли в реконструкцию?
— Любовь к истории мне привили, наверное, еще со школьной скамьи. У меня был замечательный педагог, который преподавал нам историю, — Виктор Викторович Озява. Он нас водил в походы по всему Золотому кольцу — во Владимир, Суздаль, Сергиев Посад. Мне всегда очень нравилась эстетика и история родного края, а потом я начал изучать историю Восточной, Центральной и Западной Европы, Руси в том числе конечно.
Раньше я занимался XV веком, но потом перешел в XII–XIII век, это классическое Высокое Средневековье. Наверное, тут спасибо романтизму советского кино, замечательному фильму «Стрелы Робин Гуда» с саундтреком Владимира Высоцкого. На самом деле этот период действительно характерен очень интересными сдвигами как в Западной Европе, так и в Восточной Европе, в том числе на Руси.
— Что реконструкция для вас на данном этапе — это увлечение или вторая жизнь?
— Это всего лишь увлечение. У нас у всех есть нормальная жизнь и работа. Просто у многих вторая жизнь — это дача, а у нас вместо дачи эта замечательная стройка. Это отдых для души. Приобретаешь много навыков, как минимум работы с древесиной, с глиной. Половина нашего состава теперь может из глины слепить и обжечь какую-нибудь кружечку или тарелку. Тому, кто подолгу сидит в пыльном офисе, иногда хочется что-нибудь поделать руками.