В зале, где стоят кресло, детская кроватка, стульчик, корзина, короба, плетенные из ивового прута, всегда останавливаются посетители. Старинные вещи хорошо сохранились, а их красота и добротность словно приглашают к разговору об истории этого кустарного промысла Рузского уезда.
Первое официальное повествование о лозоплетении в Рузском уезде нашлось в работе Михаила Филипповича Гаврилова «Плетение. Кустарный промысел в Рузском уезде Московской губернии». Эта работа выполнялась по распоряжению Санкт-Петербургского Лесного института и опубликована в 1898 году в журнале «Известия Императорского Санкт-Петербургского Лесного института», вып 1. Сборник был тематический. И один из его разделов касался искусственного разведения ив и тополей.
При написании работы Гаврилов использовал знания, полученные им от отца – купца первой гильдии. По форме публикация представляла скрупулезный анализ деятельности кустарного промысла (плетения) по каждой деревне Рузского уезда. А по сути - примерный план для дальнейшего развития Рузского уезда Московской губернии.
Так, например, автор пишет: «Плетение из ивы в уезде существует много лет, но до сих пор этот промысел большого развития не получил в силу того, что цены на изделия кустарей низкие (не достает хорошего материала) и недобросовестности скупщиков».
Далее мы узнем, что плетение, как кустарный промысел существовал в деревнях, расположенных по берегам рек Рузы, Озерны, Гряды — в Шорнове, Курове, Тарханове, Демидкове, Комлеве, Хотебцове, Иванине (орфография сохранена).
В журнале перечислялись 22 деревни уезда, в которых кустари у себя на дому или в приспособленных помещениях плели из прутьев большие и малые корзины, сундуки, вазы для цветов, а из камыша — мебель.
Больше всего мастеров было в Шаркове, где из 28 дворов в 11 занимались плетением. Во Фролкове — в 10 из 42 дворов. В Оселье, Кокшине, Сорочневе, Филатове плетением занимались только в одном дворе (4 рабочих) и выпускали продукции на сумму 500 рублей в год. Всего в уезде за год вырабатывалось корзин и других изделий из прутьев и камыша на 10 тысяч рублей и на 2 тысячи рублей соответственно.
Материалом для работы служили однолетние побеги ивы, которые росли по берегам рек Москвы, Рузы и Озерны. Но крупный прут в уездных речных ивняках попадался редко, поэтому его привозили из Коломны, Калуги, Воронежа и Смоленска.
На плетение употреблялись также однолетние побеги осины, но они не имели такой гибкости, как ивовые прутья.
Значительно меньше было развито плетение из камыша. Прутья заготовляли или сами кустари, или покупали их у скупщиков.
Некоторые берега рек с ивняковой лозой кустарями откупались у уездного земства. От скота береговые заросли корзиночной ивы предохранялись жердянными изгородями. Там срезание прутьев проводилось только раз — весной.
Практиковалось искусственное разведение ивовой лозы, например, закладывались специальные ивовые плантации в Оселье и других деревнях. (Вот почему Санкт-Петербургский Лесной институт и заказал такую работу для своего журнала! –прим. Автора)
Весной и осенью население прибрежных деревень и сами кустари резали ивовый прут, чистили его от коры, сушили под открытым небом в тени, потом вязали по сотне в пучки. Заготовленный материал хранился во дворе под крышей.Осенние прутья не очищались от коры и шли на плетение «зеленого товара», который ценился меньше, соответственно и стоил дешевле.
Для изготовления мебели и мелких изделий из прутьев делались ленты (удалялась сердцевина). Для стоек корзин, сидений стульев, днищ цветочных корзин использовались еловые доски.
Заготовив материал, кустари начинали плести корзины обычно с октября месяца, после того, как управлялись со своими летними работами. Перед плетением сухой прут мочили в воде от получаса до 2-х—3-х часов в зависимости от его толщины. После плетения изделия очищали, обрезали концы, а затем—белили, окуривая их серой.
Беление чаще всего проводилось в избах. Корзины покрывали шубами, одеялами и клали под корзины зажженную серу в глиняной плошке. Окуривание продолжалось полчаса.
Такой способ беления очень вредно отражался на здоровье кустаря и его семьи, так как удушливый, сернистый газ наполнял всю избу. Приводится пример, как в деревне Пахомьево, кустарь И. К. Сугробов окуривал корзины серой прямо в избе. В результате вся семья, восемь человек заболели туберкулезом.
После беления изделия помещались в сараи, где и хранились до сбыта.
Большинство кустарей изготовляли хозяйственные и дорожные корзины, сундуки. Многие дорожные корзины изготовлялись наподобие всем хорошо известной игрушки — «матрешки» — «пятерками», чаще «четверками» и «тройками». «Пятерка» — это пять корзин, вложенных одна в другую. Первая (большая) корзина имела, примерно, длину 1,2 м, ширину и высоту 0,9 м, а последняя (пятая) — соответственно 0,5 м и 0,2 м. Хороший мастер за день мог сплести одну корзину.
Почти все кустари сбывали свой товар скупщикам по низким ценам. Часто просто обменивали свои изделия у них на чай, хлеб, сахар и т. д., причем за все забранное платили скупщику па 20 процентов дороже. Некоторые из кустарей выезжали на ярмарки в Рузу и большие села. Лишь самые зажиточные изредка возили товар в Москву.
В Москве губернским земством был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Он был организован после закрытия Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г., экспонаты которой и стали основой музея.
Задачи созданного земского музея состояли в ознакомлении публики с кустарными промыслами, содействии сбыту, улучшению техники промыслов и совершенствованию образцов изделий. При музее функционировал склад, который принимал изделия от кустарей для продажи.
Однако пользоваться им могли лишь немногие, потому что низкие цены на плетеные изделия не оправдывали вложенного труда, сложного, времяемкого, требующего большого мастерства.
Все это тормозило развитие промысла, но тем не менее В 80-е годы XIX века Рузское земство организовало скупку плетеных изделий у кустарей-одиночек и организовало их централизованный сбыт.
В те годы только на Сухаревском рынке Москвы были две торговые лавки, продававшие плетеную продукцию Рузского уезда. Мастера стали использовать в работе новые материалы - тростник, камыш, строганную ленту типа тонкой дранки.
Так под эгидой земства родилась Рузская корзинная артель. Но это уже отдельная история.
На фотографиях экспонаты Рузского краеведческого музея.
Виктория Викторова
РУЗСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ