Производство различных музыкальных струн составляло местную особенность Рузского уезда. Только в этом уезде Московской губернии изготавливались струны для балалаек, скрипок, гитар, виолончелей и пр.
Немного истории
Из чего же делали струны? Учитывая, что музыкальные инструменты сопровождали человека с глубокой древности, из чего только струны не делали! Из пальмового волокна, из шёлка, из конского волоса, и льняного волокна! С XIV – го века струны стали изготавливать из скрученных кишок животных.
Схематично процесс выглядел так. Овечьи внутренности для удаления остатков мяса погружались в воду или щелочь, где их держали в течение двух дней. Мокрые пряди скручивали вместе по несколько штук и сушили в натянутом состоянии. Так получали готовую струну.
Такие струны были долговечны и обладали хорошей вибрацией. Сиена, Флоренция, Венеция стали центром производства струн, поставляя свой товар во многие города средневековой Европы.
На протяжении веков технология изготовления жильных струн постепенно совершенствовалась, оставаясь достаточно трудоемким процессом. Особенно преуспели в улучшении технологий обработки овечьих кишок немецкие и итальянские мастера XV-XVIII вв. Они создали такие совершенные инструменты как скрипка и мандолина, струны которых могли довольно длительное время выдерживать сложную настройку.
Надо отметить, что, по мнению специалистов, при соблюдении всех тонкостей технологии, по своим музыкальным и прочностным параметрам жильные струны до сих пор не уступают суперсовременным синтетическим материалам.
Изготовление музыкальных струн в России на примере Рузского уезда Московской губернии
Музыкальные струны высокого качества в Россию привозились из Германии, Франции и Италии - стран, где их производство было поставлено с давних времен. Конечно, и их стоимость была очень высокой.
В России тоже изготавливались жильные струны, но менее качественные и, соответственно, более дешевые. К тому же, таких производств было мало. Хорошо известен только небольшой струнный цех в Полтавской губернии, который возглавлял немецкий струнный мастер, приехавший из Макенкирхена.
Даже в Московской губернии производство музыкальных струн было столь редким, что исследователь А. В. Погожев в «Сборнике статистических сведений по Московской губернии» (Т.3; Вып.3) писал: «Насколько нам известно, струнным производством в губернии, кроме Рузского уезда, более нигде не занимаются». Там же он добавляет, что «струнное производство особо выделяет Рузский уезд среди других уездов губернии».
Всего в городе Рузе и в Рузском уезде было 5 заведений по изготовлению струн. Одно из них находилось в городе и четыре заведения работали в Горбовской волости.
В Рузе струнная мастерская принадлежала мещанину Елисею Федотовичу Кабанову. Она была основана в 1871 году на правом берегу Рузы, в 200-х шагах от реки.
3 заведения были устроены в деревне Сытькове Горбовской волости. Самое крупное из них принадлежало купцу 2-й гильдии Василию Алексеевичу Новикову и было основано в 1880 году. Два других заведения принадлежали братьям Ивану и Степану Новиковым.
Здесь же в Горбовской волости в деревне Воробьеве находилось пятое по счету струнное заведение. Основано оно в 1876 году и принадлежало крестьянину Михаилу Николаеву.
Окончание следует
РУЗСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Гравюра Кристофа Вейгеля. Изготовление струн. Регенсбург (Германия). 1698