&bsps;
&bsps;
&bsps;
Вы сейчас здесь:

Вы здесь

 
 

История храма

21.01.2015 / История храма

Рассказ по воспоминаниям старожилов

До 1812 года на месте ныне стоящего Храма была деревянная церковь. В 1812 году она полностью сгорела. И в 1859-1862 гг. на пожертвования владельца шляпной фабрики в д. Коняшино был построен каменный храм. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт. Иконы и утварь увезли в Москву. Кованую ограду, которой был обнесен храм, сломали во время войны на ремонт дороги. В самом селе Рождествено шли сильные бои. На Храме до сих пор видны отметины того времени, следы от снарядов особенно четко видны на колокольне. Как легенду рассказывают и такой случай. На самой колокольне было пулеметное гнездо. До последнего отбивался от врагов неизвестный пулеметчик. Там и погиб. Много лет спустя, вездесущие мальчишки, обнаружили на колокольне останки этого героя.

9909-1.jpg

В советское время (1960-е года) в Храме разместили молочный завод.Вся роспись была закрашена побелкой. Через боковые врата въезжали машины.
Вокруг Храма было кладбище, на котором хоронили только церковных и знатных людей. На могилах были мраморные и гранитные надгробья, которые в советское время увезли в Москву на машинах, увозящих молоко. Вероятно, их сдавали в гранитную мастерскую.

В советское время у стен Храма проводились раскопки. Люди разграбляли захоронения. Старожилы говорят, что все, кто копал, растаскивал Храм на кирпичи, умерли не своей смертью. Что посеете, то и пожнете.
 
До 60-х годов прошлого столетия над куполом возвышался крест. Потом крест упал.

По рассказам р.б. Андрея о воспоминаниях Ксении Колосковой 1903 г.р., прихожанки Храма. Ее руками были посажены тополя, растущие сейчас вокруг Храма.

К сожалению, сейчас эти тополя приходится вырубать. Деревья старые, дуплистые и могут упасть. К тому же они полностью закрывают Храм со всех сторон и не дают возможности Храму просохнуть. Может быть по промыслу Божью, они скрывали Храм от ненужных глаз до поры до времени.
 
Еще немного истории

В 1625 г. село - в вотчине за Борисом Никифоровым, Василием Алексеевичем Давыдовым и Фёдором Фёдоровичем Пушкиным. Ветхая, разваливавшаяся церковь стояла без пения. Она вновь построилась в 1627 г. В селе двор вотчинника и два крестьянских дома, в них 6 человек. В 1646 г. - село принадлежало Василию Алексеевичу Давыдову. В 1677 г. - Церковь в вотчине Максима Ивановича Давыдова. В 1705 г. село во владении Алексея Максимовича Давыдова. В 1715 г. - село принадлежит Андрею Алексеевичу. В 1769 г. - селом с деревянной церковью владела Дарья Ивановна Телепнёва.

18 августа 1912 г. крестьяне Рождественского прихода Рузского уезда праздновали 100-летие поселения их в здешние места. Они были перевезены помещиком Василием Петровичем Новиковым из Козельского уезда Калужской губернии накануне Бородинского сражения, но французы не дошли до них около 4 верст.

До 1860-х гг. в селе Рождественно-Новиково стояла деревянная церковь Рождества Христова, построенная в 1775 г. В храме было ещё три престола: Рождества Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Александра Свирского.

Нынешняя церковь построена в 1862 г. тщанием прихожан. Каменная с такой же колокольней. Престолов имела три: во имя Рождества Христова, Казанской иконы Божией Матери, св. пророка Божия Илии.

В приходе были деревни: Хвостово, Гомово, Пашково, Грбенки, Давыдково, Разварня-Деньково, Шапково, Антоновка, Коняшино-Надеждино, Подол, Марьино, Агафидово, Андрейково-Носково, Спирманово, хутор Ново-Рождествен.

В советское время храм был закрыт и пришел в запустение.
 
Духовенство

В 1846 г. Священник Матфей Никифорович Сокольский 67 лет (благочинный), с 20 сентября 1828.

В 1850 г. Священник Иоанн Семенович Станиславлев 38 лет, с 27 июля 1837 г. был священником церкви Преображенской села Спасского Рузского уезда, с 19 сентября 1849 г. на настоящем месте. Дьякон Николай Петрович Тихомиров 61 год, с 17 октября 1826 г.

В 1916 г. Священник Николай Никифорович Соколов, из духовного звания, 52 года. Окончил полный курс наук в Московской Духовной семинарии с аттестатом 2 разряда. На настоящее место поступил 29 августа 1886 г. Проходил должность наблюдателя за преподаванием Закона Божия в школах Московского воспитательного дома, находившихся в деревнях Марьиной и Давыдково с 13 сентября 1887 г. по 1 января 1903 г. Проходил должность законоучителя в земских школах: начальной одноклассной в селе Рождественне, начальной двухклассной в деревне Денькове (Разварни тож) с 15 декабря 1888 г. по 3 ноября 1898 г. Состоял духовником второй половины благочиния 2-го Рузского округа с 1 февраля 1916 г.

Последний настоятель, Емельян Антонович Гончаров (род. 1882) был арестован 7 октября 1937 г. 3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Емельяна к расстрелу. 5 ноября 1937 года священник Емельян Гончаров был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иерей Емилиан Гончаров был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Информация с сайта Благотворительного фонда помощи возрождению Храмов и поддержки детства "Купола"
Фото Дмитрия Гончарова

P.S.В 2007 году началось восстановление Храма на частные пожертвования. В настоящее время храм отделан снаружи и стоит задача провести отопление, требуются материалы для проведения работ и добровольцы.

0574-1.jpg

7059-1.jpg

7075-1.jpg

7739-4.jpg

 

Категория: 
Рейтинг: 
5
Средняя: 5 (2 оценок)

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Гончаров

Мне представляется, что для всех, кто интересуется историей, культурой и краеведением Рузского района эта статья полезна. Тем более, что восстановление уже почти было утраченных памятников культуры и природы  во многом зависит от всех нас. Это мы видим на примере восстановления храма в Рождествено, который возродился за последние 7-8 лет исключительно благодаря стараниям неравнодушных людей.

Опрос

Вы соблюдаете режим самоизоляции?

Наши друзья

 
&bsps;